Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2012 г. N 23935
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 марта 2012 г. N 158
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ, СТРУКТУРЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» И СРОКУ ОБУЧЕНИЯ
ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 23, ст. 3261; N 25, ст. 3537, 3538; N 27, ст. 3871) приказываю:
- Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе, ввести данные федеральные государственные требования в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиева.
Министр
А.А.АВДЕЕВ
Приложение
Утверждены
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 12.03.2012 N 158
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ, СТРУКТУРЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» И СРОКУ ОБУЧЕНИЯ
ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ
I. Общие положения
·1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее — ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее — программа «Хореографическое творчество») и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
·1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
·1.3. ФГТ разработаны с учетом:
обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
·1.4. ФГТ ориентированы на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
·1.5. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на 1 год.
·1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Хореографическое творчество» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
·1.7. При приеме на обучение по программе «Хореографическое творчество» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические, пластические данные.
·1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Хореографическое творчество», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
II. Используемые сокращения
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
программа «Хореографическое творчество» — дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»;
ОП — образовательная программа;
ОУ — образовательное учреждение;
ФГТ — федеральные государственные требования.
III. Требования к минимуму содержания программы
«Хореографическое творчество»
·3.1. Минимум содержания программы «Хореографическое творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
·3.2. Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания профессиональной терминологии;
- умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
- умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
- умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств: - знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
- знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
- знания основных элементов музыкального языка;
- первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных этапов становления и развития искусства балета;
- знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения.
·3.3. Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства: - знания требований к физической подготовленности обучающегося;
- знания основ формирования специальных упражнений для развития профессионально необходимых физических качеств;
- умения разучивать поручаемые партии под руководством преподавателя;
- умения исполнять хореографические произведения на разных сценических площадках;
в области теории и истории искусств: - знания балетной терминологии;
- знания средств создания образа в хореографии;
- знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- знания образцов классического наследия балетного репертуара.
·3.4. Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
·3.4.1. Танец:
знание основных элементов классического, народного танцев;
знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
умение ориентироваться на сценической площадке;
умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
навыки комбинирования движений;
навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
·3.4.2. Ритмика:
знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
·3.4.3. Гимнастика:
знание анатомического строения тела;
знание приемов правильного дыхания;
знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
умение сознательно управлять своим телом;
умение распределять движения во времени и пространстве;
владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
навыки координации движений.
·3.4.4. Классический танец:
знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
·5.9. Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 166 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 192 часа — с дополнительным годом обучения; 122 часа при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 148 часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
·5.10. Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, концерты, просмотры. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Хореографическое творчество» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
·5.11. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Классический танец;
2) Народно-сценический танец;
3) История хореографического искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ должны быть разработаны критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: - знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара;
- умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
- навыки публичных выступлений;
- наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
·5.12. Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений и балетной литературы, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами хореографических произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хореографическое творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история искусств» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
·5.13. Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32 — 33 недели — реализация аудиторных занятий, 2 — 3 недели — проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных ОП.
Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области хореографического искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хореографическое творчество», использования передовых педагогических технологий.
·5.14. Финансовые условия реализации программы «Хореографическое творчество» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Хореографическое творчество» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности.
Аудиторные часы для концертмейстеров предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме 100 процентов аудиторного учебного времени.
·5.15. Материально-технические условия реализации программы «Хореографическое творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Минимально необходимый для реализации программы «Хореографическое творчество» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием;
библиотеку;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
балетные залы площадью не менее 75 кв. м (на 12 — 14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7 м x 2 м на одной стене;
раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв. м.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.